
То орет, то хвалит: как работать с начальником, с которым как на качелях
Ваш директор — человек настроения: сегодня РѕРЅ весел Рё открыт Рє общению, Р° уже завтра РІ его кабинет страшно зайти даже РїРѕ срочному делу. Как уживаться СЃ таким начальником, знает практикующий психолог Алена Ходзинская. Ее советы РїРѕРјРѕРіСѓС‚ вам сохранять РЅР° работе спокойствие Рё РЅРµ реагировать РЅР° эмоциональные перепады директора.
Чтобы полноценно использовать интерактивные сервисы в статье, перейдите в полную версию сайта
АЛЕНА ХОДЗРРќРЎРљРђРЇ — практикующий психолог Рё редактор РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ образовательного проекта Группы Актион. Ведет популярный блог РїСЂРѕ психологию, РіРґРµ разбирает жизненные ситуации, СЃ которыми может столкнуться каждый РёР· нас.

Рмоционально нестабильный директор: какой РѕРЅ
Был у меня начальник, с которым весь коллектив чувствовал себя в напряжении. Каждый день атмосфера в офисе была разной, и от наших рабочих результатов это мало зависело. Сегодня начальник мог наорать просто потому, что не выспался. А завтра, наоборот, осыпал нас комплиментами, приносил угощения и общался вполне дружелюбно. Он не был плохим человеком. Просто настроение у него менялось, как погода в Питере. Мы не знали, какой он на самом деле, и долгое время не могли выработать безопасную тактику общения с ним.
Некоторые мои коллеги не выдерживали этих ежедневных эмоциональных качелей. Ведь на работе мы проводим большую часть времени, и каждый день стрессовать из-за начальника — то еще испытание. Люди увольнялись, приходили новые, часть из них потом тоже увольнялась. Рвсе это происходило не из-за низкой зарплаты или самой работы. Причиной увольнений был наш нестабильный начальник.
Еще по этой теме
Штат или аутсорс: где бухгалтеру комфортнее работать.
Думаю, если у вас такой же руководитель, эту его нестабильность вы наверняка уже заметили. Посмотрите в памятке ниже основные признаки, которые указывают на переменчивость директора. Анализировать, с чем связаны его частые перепады настроения, мы сейчас не будем. Причин много, это в том числе и расстройство психики. Например, дома директор ведет себя, как абьюзер, и это поведение переносит в деловую жизнь.
Я расскажу, как уживаться с эмоционально нестабильным начальником. Ведь когда сама работа нравится и приносит хороший доход, жалко бросать ее только из-за того, что директор — сложный человек. Подстраиваться под его настроение вы не обязаны, но помочь себе не выгореть эмоционально — необходимо. Вот пять советов, которые в этом помогут. Они на первый взгляд простые, но работают. Мы с бывшими коллегами проверили это на себе.
Памятка
Как распознать директора, к которому нужен особый подход
1. Директор может быть добрым, заботливым, отзывчивым. Но если кто-то его разозлит или он просто не выспится, на глаза ему лучше не попадаться. 2. В плохом настроении директор может отругать даже за качественно выполненную работу. 3. Когда директора нет на месте, в офисе царят мир и покой. Но когда он появляется, атмосфера в коллективе становится натянутой. | 4. Директор не любит извиняться. Даже если он накричал и грубо нарушил личные границы сотрудника, он максимум сделает вид, что ничего и не было. 5. Дает одни задачи, а спрашивает с работников совсем по другим. 6. Не отказывает себе в неконструктивной критике сотрудников, может делать это публично и в грубой форме. |
Как уживаться с эмоционально нестабильным начальником
Совет 1: не принимайте на свой счет. Я понимаю: когда начальник накричал, сложно не чувствовать себя виновником такого поведения. Но запомните одну вещь: вы взрослый человек и на работу вас взяли за вашу экспертность. Даже если вы действительно где-то ошиблись, это не дает директору права на вас кричать. На работе принято общаться в деловом тоне, а не криком. Нецензурная брань тем более недопустима. Люди, у которых есть сложности с самоконтролем, этого зачастую не понимают, но изменить директора вы все равно не сможете.
Всегда говорите себе, что неприятные высказывания директора на самом деле не имеют к вам отношения. А если чувствуете, что все-таки завелись, полезно посидеть в тишине, поделать с закрытыми глазами дыхательные упражнения. Они успокаивают и помогают отогнать от себя негативные мысли.
Совет 2: берегите личные границы. Важно для себя четко разделять рабочее и личное. Обсуждайте с руководителем только рабочие вопросы, старайтесь минимизировать общение на личные темы. Рне меняйте собственную линию поведения в угоду начальнику.
Совет 3: не поддавайтесь манипуляциям. Вам некомфортно с директором из-за тех эмоциональных качелей, на которые он вас ежедневно затягивает. Смотрите сами. Когда он настроен дружелюбно и хвалит вас, вы, сами того не замечая, попадаетесь на этот крючок и начинаете ему доверять. Потом он ведет себя ровно наоборот, и вы испытываете разочарование, обиду, опустошение. От этих постоянных эмоциональных качелей вы внутренне выгораете.
Чтобы избежать выгорания, постарайтесь не попадать на крючок похвалы и одобрения, чтобы потом не расстраиваться. Относитесь к позитивным проявлениям директора спокойно, не вдохновляйтесь. Лучшая стратегия общения с переменчивым начальником — одинаково ровно реагировать как на похвалу, так и на спонтанные недовольства.
Совет 4: сосредоточьтесь РЅР° работе. РљРѕРіРґР° РјС‹ увлечены делом, РјС‹ РЅРµ акцентируемся РЅР° том, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІРѕРєСЂСѓРі. Конечно, РјС‹ замечаем происходящее, РЅРѕ РѕРЅРѕ нас РЅРµ так сильно волнует. Рменно акцент РЅР° работе позволит вам сохранять внутреннюю стабильность, РІ каком Р±С‹ настроении РЅРµ пришел РІ офис директор.
Совет 5: избегайте лести Рё наигранности. РќРµ стоит заискивать перед начальником, пытаясь переключить его СЃ раздражения РЅР° позитивный настрой. Рто РЅРµ поможет: люди чувствуют фальшь РІ общении. Лучше искренне поблагодарить его, РєРѕРіРґР° есть Р·Р° что.
На заметку
Что еще поможет в общении с эмоционально нестабильным директором
РќРµ спорить, Р° приводить аргументы. Старайтесь уводить СЃРїРѕСЂС‹ СЃ начальником РІ конструктивное русло. Если уверены, что правы, подкрепите СЃРІРѕСЋ позицию конкретными фактами. Рто охладит директора Рё поможет устранить разногласия. | Записывать указания директора. Переменчивые люди часто переворачивают РІСЃРµ СЃ РЅРѕРі РЅР° голову: «Я этого РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР», СЏ РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ РґСЂСѓРіРѕРјВ». Дословно записывайте задания директора, чтобы РїСЂРё случае доказать, что РІС‹ РІСЃРµ сделали так, как РѕРЅ сказал. | Подключать чувство СЋРјРѕСЂР°. Корректные Рё уместные шутки СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ разрядить напряженную обстановку. Ведь даже самый неприятный начальник любит РёРЅРѕРіРґР° посмеяться. Шутите, РЅРѕ делайте это так, чтобы РЅРµ затрагивать личность директора. |